НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

2.1. Организация научно-исследовательской работы студентов

Законодательством Украины по высшему образованию определены требования по ускорению научно-техническому прогресса и переводу экономики на рыночные отношения. Эти требования должны дать навыки студентам выполнять технико-экономические расчеты по прогнозированию развития производства, конкурентно способной продукции на внутреннем и зарубежных рынках, учету и аудиту производственно-хозяйственной деятельности предприятий, выполнение технико-экономических обоснований и расчета экономической эффективности инвестиций, а также применение новых технологий с использованием компьютеров, экономико-математических моделей в микро- и макроэкономике, направленных на удовлетворение социальных, материальных и культурных потребностей людей в условиях общества с рыночной экономикой.

Исходя из квалификационных требований и требований к специалистам с высшим образованием, они должны объединить в себе знания бакалавра, магистра и экономиста исследователя, которые усваиваются при выполнении научно-исследовательской работы в высшем учебном заведении.

Таким образом, основными задачами при подготовке экономистов для народного хозяйства с целью усвоения ими приёмов научных исследований являются:

- овладения студентами научных методов познания и применения его для углубленного и творческого усвоения учебного материала, а также использование этого материала в будущей практической деятельности;

- изучение методологии научных исследований и применение ее в предпринимательской деятельности;

- овладение методами и приемами самостоятельного решения научных и научно-технических проблем на производстве и в научных заведениях;

- приобретение трудовых навыков при решении производственно-технических задач;

- внедрение достижений научно-технического прогресса в практику предпринимательской деятельности.

Таким образом, задача освоения методологии научных исследований при подготовке специалистов по экономическим вопросам состоит в воспитании активных, всесторонних развитых специалистов по экономике и бизнесу.

В основу методологического обеспечения научно-исследовательской работы студентов положена комплексно-целевая программа. Сущность ее состоит в создании системы научных исследований студентов на все время обучения в соответствии профилю выбранной специальности и специализации, которая включает элементы научных исследований по всем видам учебного процесса, направленные на подготовку специалистов, способных творчески решать задачи управления экономикой в условиях рынка. Использование элементов научных исследований при занятиях в кружках студенческого научного общества, начиная с первого года обучения, подготовке рефератов, курсовых и дипломных работах, а также в выпускных работах магистров.



Организовывает научную работу студентов выпускная кафедра, которая является базовым методическим центром по работе со студентами. Для руководства научными исследованиями она назначает научного руководителя (одного на 5-7 студентов).

Научно-исследовательская работа студентов проводится по двум направлениям :

научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс;

научно-исследовательская работа, вне учебного процесса.

Научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс предусматривает следующее:

подготовка рефератов;

выступление на семинарах с рефератами, а также на студенческих научных конференциях с докладами, представляющими собой расширенное содержание рефератов;

подготовка отчётов по производственной практике;

выполнение курсовых и дипломных работ;

выполнение магистровской научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская работа вне учебного процесса:

участие в хоздоговорных работах, выполняемые кафедрами;

подготовка научных докладов на студенческие научные конференции.

2.2. Реферат – как первая научная работа

Реферат – краткий анализ литературных материалов на заданную преподавателями тему с целью закрепления полученных студентами знаний по самостоятельной работе с научной литературой. Рефератом или аннотацией также называют краткое содержание книги, статьи, монографии или диссертационной работы (автореферат).

Реферат, подготовленный студентами, должен иметь:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Вступление.

4. Основную часть.

5. Выводы.

6. Список использованной литературы.

Образец титульного листаприведен в Приложении А.

Содержание реферата помещается на второй странице (сразу после титульного листа). Название разделов должно быть сформулировано также, как и в самом тексте. С правой стороны против разделов проставляются страницы.

Вступление должно раскрыть актуальность темы реферата, кратко осветить историю развития данного вопроса. Так как во вступлении должна быть общая характеристика реферата, то рекомендуется его оформлять после написания реферата.



Основная частьдолжна состоять из нескольких разделов, причем каждый раздел должен иметь заголовок, указанный в содержании. Внутри раздела могут быть подразделы, которые также должны иметь подзаголовки.

Выводы должны вытекать из содержания реферата, указывать весьма кратко, что является главным в этом разделе.

В список литературывключаются все использованные источники, которыми пользовался автор, а также те источники, на которые есть ссылки на источник (номер в списке использованной литературы), заключенный в квадратные скобки, например: [1]. В случае алфавитного размещения списка литературы приводится ссылка такого типа [Иванов, 2004]. В списке литературы указываются инициалы авторов, если их не больше трех, если больше, то инициалы и фамилия указываются после названия. Название книги или другого источника (без кавычек), название города, в котором издана книга (для Москвы, Киева, Ленинграда допускаются сокращения типа М., Л., К., название издательства (без кавычек), год издания (без слова год ли г.), количество страниц в источнике. Порядок написания научных источников приведен в Приложении Б

.Основные требования по подготовке реферата и курсовой работы приведены в Приложении Б.

2.3 Курсовая работа

Курсовая работа – один из видов научной работы, самостоятельным начально-научным исследованием студента, выполняется на каждом курсе по отдельной дисциплине или по двум, трем дисциплинам одного направления. Выполнение курсовой работы имеет целью дать студентам навыки проведения научных исследований, развития у них навыков творческой,самостоятельной работы, овладения методами научных исследований, углубления знаний по изучаемому предмету или предметам.

В соответствии с Положением про организацию учебного процесса в высших учебных заведениях Украины курсовая работа выполняется с целью закрепления, углубления знаний, полученных студентами в период обучения и привлечения к комплексному решению конкретного специального задания.

Тематика курсовых работ должна отвечать содержанию изучаемой дисциплины и быть увязана с возможностью практического использования полученных результатов. К руководству курсовыми работами должны привлекаться, как правило, квалифицированные преподаватели профилирующих кафедр. Срок выполнения курсовой работы определяется рабочим учебным планом.

Курсовая работа позволяет студентам показать теоретические знания по изучаемой дисциплине, овладеть первыми навыками исследовательской работы: на первом, втором курсах – обработкой и анализом литературных источников (рефераты), на третьем, четвертом курсах – анализом данных конкретных предприятий, на которых проходила практика: сбор данных, творческое осмысливание их, формулировка выводов и рекомендаций.

Курсовая работа позволяет проконтролировать знания и умение студента правильно организовать исследовательскую работу, оформление ее результатов и показать готовность выполнения научных исследований.

Традиционно курсовая работа состоит из введения, основной части и выводов.

Введение.Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается характеристика состояния исследований в этом направлении, указываются цель и задачи, предмет и объект исследований. Во введении указывается также уровень проведенных раньше отечественных и зарубежных исследований в этом направлении. Рекомендуемый объем введения 2-3 страницы.

Основная часть работы подразделяется на 3-4 подраздела. Первый. как правило, посвящается теоретическо-методологическим аспектам, второй – методическим подходам и диагностическим способам, третий – анализу состояния объекта исследований, четвертый – рекомендациям по решению исследуемой проблемы.

Теоретические положения и методические подходы являются основой для анализа первичных материалов или статистической информации. Выводы и рекомендации базируются на результатах анализа.

Каждый раздел или подраздел должен иметь такую схему написания: краткое вступление, факты и их описание, проведения исследований на основе выбранного научно-методического аппарата, подведение итогов.

Выводы– это короткое резюме по всем разделам курсовой работы. Здесь помещаются выводы и рекомендации, которые показывают в какой мере выполнено задание и достигнута цель, сформулированная во введении. Объем заключительной части – 1-2 страницы.

2.4. Дипломная работа

Дипломная работа – это квалифицированное учебное научное исследование студента, которое выполняется на завершающей стадии обучения в высшем учебном заведении.

Дипломная работа – это самостоятельная творческая работа студента. которая носит технико-экономический характер и показывает уровень теоретических и практических навыков по специальности и готовность его для профессиональной деятельности.

В большинстве случаев дипломная работа является расширением курсовой работы студента. Дипломная работа должна предусматривать систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических навыков по специальности и использование их при решении конкретных научных и производственных задач.

Основными задачами при выполнении дипломной работы являются следующие:

- закрепление и углубление теоретических знаний;

- приобретение навыков самостоятельного анализа конкретных технолого - экономических проблем предприятия;

- развития у студента способности самостоятельно систематизировать и анализировать литературные источники по теме, овладения методиками исследования и логичного изложения материала.

В дипломной работе студент обязан:

-показать высокий теоретический уровень знаний по выбранной теме и умение их практического использования;

- обосновать актуальность темы, связь ее с развитием на данном этапе науки и практического применения в производственных отраслях;

- умение критически анализировать монографии и периодические издания по теме, использовать документацию организаций и предприятий и организаций и на этой основе делать выводы и рекомендации, направленные на повышение эффективности производства;

- дать характеристику истории исследования проблемы;

-показать умение и навыки в проведении экспериментов, анализа результатов и использования вычислительной техники;

- уметь анализировать результаты, оценивать их экономическую и социальную эффективность, обосновать результаты для практического использования.

Дипломная работа должна быть написана государственным языком. В дипломной работе не допускается переписка положений и формулировок с учебников, а допускаются только ссылки на них.

Тематика дипломных работ разрабатывается профилирующими и выпускающими кафедрами. Тематика должна быть актуальна и отвечать требованиям государственного стандарта, перспективному развитию науки и техники, решать конкретные задачи предприятий и учреждений.

Студенты выбирают тему дипломной работы из тематики, утвержденной выпускной кафедрой.

Организация и контроль за процессом подготовки и защиты дипломных работ возлагается на заведующего кафедрой и преподавателей-руководителей дипломных работ.

После утверждения темы дипломной работы студент вместе с научным руководителем составляет задание на выполнение дипломной работы, которое утверждается заведующим кафедрой.

Независимо от выбранной темы структура дипломной работы должна быть следующей:

1. Титульный лист.

2. Задание на выполнение дипломной работы

3. Содержание.

4. Перечень принятых обозначений, сокращений (при необходимости).

5. Введение.

6. Основная часть работы, разделенная на разделы (подразделы).

7. Заключение.

8. Список использованных материалов.

9. Приложения (при необходимости).

Форма титульного листа и задания на выполнение работы приведены в Приложении В.

В перечне принятых обозначений и сокращений необходимо привести все символы, которые приведены в формулах, расшифровать все сокращения и аббревиатуру. Перечень следует располагать в двух колонках, в первой - указать символ, сокращение, аббревиатуру, во втором – их описание.

Во введение должны быть кратко изложены: оценка состояния научной проблемы, новизна ее и актуальность, связь с научными программами, способы получения исходных данных.

Основная часть работы должна содержать несколько разделов. В первом разделе должно быть дано состояние вопроса. На основании анализа литературных источников определяется что надо исследовать и на основании этого устанавливаются объект исследования, предмет исследования, цель и задачи исследования.

Объект исследования – процесс или явление, а также отрасль или предприятие, которые имеют проблемную ситуацию и выбраны для исследования.

Предмет исследования – все то, что находится в объекте исследования и является конечным результатом, который должен быть достигнут путем проведения исследований.

Для достижения поставленной цели должны быть решены задачи:

- обоснование теоретических вопросов исследуемой проблемы;

- необходимость использования имеющихся данных по исследуемой проблеме или необходимости проведения экспериментальных исследований;

- обоснования способов решения проблемы, разработка методических рекомендаций по использованию полученных результатов на производстве или в учреждениях.

В последующих разделах рассматриваются отдельные части исследуемого процесса, завершенность каждой части должна быть подтверждена фактами, экспериментом, анализом анкетирования аналитическими и практическими данными. Материал, излагаемый в основной части работы должен иметь логическую связь. Каждый вывод должен логично вытекать из предшествующего изложения. Каждый раздел должен заканчиваться выводами.

Заключение является завершающей стадией основной части работы. В заключении указывается достигнута ли поставленная цель и затем по пунктам, что получено в результате выполнения работы, а также приводятся рекомендации по использованию результатов работы.

Список использованных материалов, а также приложения помещаются после заключения. Требования по написанию использованных материалов приведены в Приложении Б.

Дипломная работа может быть представлена в рукописном, машинописном вариантах или набрана на компьютере. Лучшим является последний вариант, т.к. он позволяет легко использовать материал диссертационной работы для статей, докладов на конференции, подготовка научной работы для представления на конкурсах.

Объем диссертационной работы 60-80 печатных страниц. Работа пишется или печатается на белой бумаге формата А4.

Дипломная работа переплетается в твердый переплет и передается заведующему кафедрой, который принимает решение по допуску дипломной работы к защите.

После получения допуска к защите студент получает направление на рецензию к специалисту, который работает на предприятии, организации, научно-исследовательском институте по тематике, связанной с диссертационной работой.

Защита дипломной работы проводится на заседании государственной комиссии. Регламент доклада – 10-15 минут.

Для подтверждения доводов готовятся 4-6 листов иллюстраций с наиболее важными рисунками, таблицами, которые или выполняются на демонстрационных листах, или печатаются на принтере для каждого члена комиссии.

Защита дипломных проектов может проводиться как в учебном заведении, так и на предприятии.

.

2.5. Магистровская работа

Магистровская работа – это самостоятельная научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию и готовится с целью публичной защиты и получение академической степени – магистра. Основная задача ее автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Магистровская работа с одной стороны является подведением итога подготовки магистра, с другой – самостоятельной научной разработкой, в которой заинтересованы организации или предприятия, при этом работа должна доводиться до практического применения.

До настоящего времени еще нет чётких методических разработок по составлению магистровской работы, поэтому на данном этапе она готовится как диссертационная работа, только в ней разрабатывается научная проблема, необходимая для повышения эффективности работы предприятия, учреждения. Специфичным для магистровской работы является активное использование математического аппарата, способов логического мышления, компьютерных методик и математической статистики.

Структура магистровской работы аналогична структуре дипломной работы (см. раздел 2.4). Несколько отличается основная часть, которая включает:

- обзор современного состояния проблемы по результатам анализа литературных источников;

- постановку проблемы (задачи);

- математическую модель вопроса;

- теоретическое решение проблемы;

- экспериментальную проверку;

- анализ результатов исследования;

- разработку предложений по практическому использованию полученных результатов;

- передачу результатов предприятиям или учреждениям или внедрение результатов на предприятиях.

Содержание каждого раздела основной части работы определяется выбранной темой. Выбор темы, этапы подготовки, поиск библиографических источников, анализ их и подбор фактического материала для исследования, методика написания, правила оформления и защита магистровской работы имеют много общего с дипломной работой студента и с кандидатской диссертацией соискателя ученой степени.

Требования к магистровской работе в научном отношении несколько выше, чем к дипломной работе, но ниже, чем к кандидатской диссертации.

Магистровская работа, хотя и является самостоятельной работой, но при ее написании не следует писать «я определили», «я установил», должно быть написано «определено», «установлено» или «нами определено» и это оправдано, т.к. всякие исследования являются коллективным творчеством.

При оценке выпускной квалификационной работы следует исходить из того, что магистр должен уметь:

- сформулировать цель и задачи исследований;

- составить план исследования;

- вести библиотечный поиск с использованием информационных технологий;

- разработки новой методики исследований или совершенствование действующих методик;

- обрабатывать полученные данные, анализировать их с использованием известных методик;

- оформлять результаты исследований в соответствии с требованиями, составлять отчеты, рефераты статьи.

Магистровская работа студента является проверкой готовности студента до будущей профессиональной деятельности. Будущая профессиональная деятельность магистра в основном будет связана с педагогической, а также научной, управленческой деятельностью в соответствующих отраслях с выполнением функций преподавателя высшего учебного заведения научного работника менеджера. На первой лекции было отмечено, что у нас не готовят руководителей научно-исследовательских учреждений, подготовка магистра как раз и исключает этот недостаток.

Контрольные вопросы.

1.Основные задачи, стоящие при подготовке специалистов экономического профиля.

2.Организация научно-исследовательской работы студентов.

3.Что подразумевается под названием «реферат»?

4.Основные требования подготовки реферата.

5.Цель и задачи курсовой работы.

6.Цель и задачи дипломной работы.

7.Цель и задачи магистровской работы.



5558222858090357.html
5558285099012152.html
    PR.RU™